МГХПА им. С.Г. Строганова, ст. преподаватель кафры «Художественный металл»
«Человечество неуклонно движется к осознанию своей свободы»
Гегель.
Чего мы чаем?
Мы чаем Коммунизм, которого ещё не было. Равно, Христианский социализм, т.е. воплощение Народности, как Православного идеала единства Царя и Народа, Христа – народного Царя, милостивого и человеколюбца к людям своим и Грозного царя – освободителя от всех врагов и захребетников!
Этой вере и надежде уже, по крайней мере, не одна сотня, а может и не одна тысяча лет.
Её корни ещё в язычестве, т.е. в народности, как вечевом сознании справедливости.
Но моя цель не исследование прорастания идеи в истории, а краткое обозрение современного состояния проявленности её (идеи) в таких сферах сознания, как этика и эстетика.
Существуют три ключевые фазы состояния общественного сознания:
- Стабильность
- Радикализация
- Революция
Период стабильности – время неантагонистических противоречий, не требующий новых идей и смыслов. Если они даже появляются, то только в недрах отдельных групп или личностей и не востребованы обществом в целом.
В общественном сознании правит канон, как-то хуже, чего нельзя.
В этике – это герои и святые праславленные в канонических эстетических формах.
Искусство в такие периоды, как правило, ясно, классично, одномерно - символично, но с четкой и развитой иконографией.
Все «измы» подавлены и если существуют, то в зачаточном состоянии периферийных поисков, робких проб, неясных веяний извне.
Радикализация начинается с брожения в умах, как осознания противоречия между желаемым и наличной реальностью, с попыток расширения границ дозволенного окружающей действительностью. Это осознание своей несвободы ведет к нарастанию напряжения в обществе и перехода противоречия между желаемым и наличествующим в антагонистическую фазу.
Перманентное нарастание напряжения усиливается реакционными попытками власти набросить дополнительные скрепы, чтобы удержать общество в рамках дозволенного. «Где нет реформации, там будет революция» - говорит Гегель.
Если «старая» элита срочно не подготовит реформы (революция сверху), то на этот запрос рано или поздно ответит «новая элита», сформирует новые смыслы, идеалы и средства их воплощения.
Это время, когда идёт лихорадочный поиск новых форм и отношений в этике и эстетике, зарождается новый стиль жизни как эстетический и поведенческий идеал, искусство ищет новые средства выражения, переосмысливает старые.
Это время когда идея овладевает массами, а массы идеей не просто на ментальном уровне, а и на психо-эмоциональном. И когда этот процесс завершился, происходит революция.
Революция, как слом старого и утверждения нового возможна, если к моменту пика кризиса отношений, сформированы новые смыслы, формы и средства. И формирует их элита во всех сферах духа: искусство, религия, философия.
Т.е. массы осознали идеи в форме новых идеалов и целей общества.
К моменту начала революции или реформации, как революции сверху, уже зародились и прорастают новые этика и поведенческий идеал, и эстетика – искусство, как новый горизонт прекрасного. Общественное сознание созрело в лице новой элиты в самом широком смысле: как интеллигибельного класса и интеллигенции – творческого класса.
Но если этого не случилось?
- идея не охватила массы
- нет новых идеалов этики и эстетики
- идеалы не вызрели в цель
А кризис случился!?
Власти или внешние силы весьма успешно эту разрушительную энергию масс контролируют и деформируют, по сути, разлагают и канализируют в квази цели и лозунги, поскольку нет собственного созидательного творческого начала.
Можно сформулировать триаду ложных состояний общественного сознания:
- Вместо стабильности – застой
- Вместо радикализации – хаос (контролируемая нестабильность)
- Вместо революции – переворот (смена власти без коренного преобразования)
Контролируемый хаос под лозунгом равенства всех мнений топит истину в море греховной разноголосицы.
Переворот может проходить по двум направлениям: «подморозка», то бишь застой, или череда переворотов, перманентная нестабильность «банановых республик», наблюдаемая на Украине.
А что же происходит в этике и эстетике?
В обоих случаях там наступает время трупных червей. Ментальное и художественное поле распадается на тьму различных секторов: кто-то славит язычество, кто-то христианство, кто-то социализм, кто-то капитализм. Но суть в том, что мысль кормится или прошлыми, или пришлыми отжившими формами. Сектам несть числа!
Художественный мир паразитирует на достижениях былых времён и других народов.
Нет своего горизонта развития. Нет оригинального проекта будущего.
Так Эрик Булатов с Кабаковым пережёвывают жвачку своей юношеской нищеты застойного периода, AES+F в гламурном садомазохистском экстазе вылизывают «гнойные язвы» капитализма постиндустриальной эпохи. А Гинтовт кроет сусальным золотом Евразизма эпоху кремлевского Чингисхана.
В монументальном искусстве господствует православный псевдоклассицизм а-ля 19 в.
А в архитектуре урбанистический глобализм, как идейное течение новых номадов, кочующих из одного урбанистического оазиса в другой, не соприкасаясь с почвой.
Кино не оставляет попыток переплюнуть Голливуд, периодически звучат победные реляции. Но в основном по экрану ползают хрякоподобные партизаны, культуристы – военные с трудом втискиваются в окоп, а ужасно ловкие и красивые «особисты» задают жару всем. А уж героини все при макияже, в новеньких форменках и в шелковых чулках. Медовый глянец российского кино во всей красе.
«Се творю всё новое» - прямая речь Христа.
Проект Нового мира закладывается сейчас, ибо, когда всё рухнет, будет поздно, некогда и просто невозможно. Идея социального равенства вызревала в течении столетия от смутного недовольства через поиск соответствующего объяснения причин неравенства к практике построения общества нового типа и увенчалось успехом потому, что проникла во все поры общественной жизни.
Старое уходит не потому, что обветшало, а потому, что ему на смену пришло новое во всём своем богатстве, разнообразии и привлекательности новых возможностей реализации творческого потенциала.
Революционные протесты 60-80 гг. 20-го века на Западе ни к чему не привели, потому что не было ни проекта, ни элиты. Кризис без проекта переваривается правящим режимом и переходит в консервацию. Тусклым примером этому служит современное состояние российского искусства, много внешнего лоска и блестящих технических эффектов при отсутствии блеска мысли и глубины переживания. Много экспериментов, но нет новаторства. Много внешней обнажённости, но нет катарсиса. Много поэтов-литераторов, но нет глашатаев и пророков, появление которых знаменует начало Новой Эры.