«когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
мужчину и женщину сотворил их, и благословил их,
и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
(Книга Бытие 5:1,2)»
Познание тайны Триединства – есть камень предкновения и дверь спасения. Павел Флоренский, назвал догмат о Святой Троице “крестом для человеческой мысли".
Действительно, догмат о Троице есть тайна для рассудка, ибо только через Разум помноженный на веру постигается суть Триединства. "...Дух в качестве конкретного духа должен быть постигнут как триединый", - пишет Гегель. Постижение Триединства предполагает духовное подвижничество, веру и любовь к Богу помноженные на разумное познание, а именно, спекулятивную философию. Философ Лосский хотя и являл односторонность и отрицал именно разумное познание Триединства, говоря: “Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”, все же считал, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия..»
Итак, познание Триединства, это необходимость для стоящего на пути обретения Истины, и это познание упирается в получение ответов на следующие вопросы:
- о трех ипостасях: Отце, Сыне, Духе и их отношениях друг другу
- о рожденности или сотворенности Сына
- о личностных (или ипостасных) свойствах.
Итак. Человек – есть прообраз Божий. С той стороны, что он Божий – он совершен в своей потенции. С той стороны, что он прообраз – он не совершен по первому рождению.
Категория Бог (в христианском смысле) имеет три ипостаси:
Бог – Отец. Бог – Сын. Бог – Дух святой.
Поскольку Отец не может быть без Сына; т.к. отец не может быть отцом не имея сына, то категории Отца и Сына – всегда есть. Отец – Божественный Закон. Сын – воплощение. Одно не может быть без другого. Вечный атрибут Бога-Отца – Творец. Не было такого времени, чтобы Творец не творил или не будет творить все из ничто, т.е. Творец не может не быть творцом, а значит тварь – всегда есть.
Природа – свое другое Бога, Сын Божий, венцом которой является Человек, дающий имена всему живому. (Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (Книга Бытие 2:19)).
Человек – есть воплощенный Божественный Закон, который проявлен всегда. Если закон не проявлен – его нет. Нет не проявленного Закона. Есть не познанный Закон. Таким образом, Человек есть всегда. (Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Исаия 9:6)).
Бог Отец как Закон – проявлен в Сыне, познаваем только в Сыне. (Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Св. Евангелие от Иоанна 14:9)).
Познание Закона – есть познание воли Отца, приобретение Сыновства. Познанный Закон – есть Дух. Таким образом, Человек, познавший Закон – есть Дух святой, Человек с большой буквы, Сын Божий.
В этом контексте становится ясна природа Сына Божия. Поскольку о Сыне сказано - се человек – он сотворенное, как все живое. Результатом усвоения воли Отца, процесса познания Божественного, т.е. преломления Всеобщего через Особенное, осуществляется процесс рождения от Бога. Рожденный от Бога – есть Сын и наследник Царствия. Сын и сотворенное, и рожденное.
Познание Закона – есть познание природы Бога в Человеке через выявление первородства, т.е. своей первой природы, осознание различия того, что должно быть, с тем, что есть. Т.е. познание Истины – есть приобретение единства Понятия и Реальности. Без Понятия реальность не имеет смысла, без реальности – понятие не имеет воплощения. Их гармоничное единство – есть Истина.
Познание предполагает обнаружение противоречия двойственности человеческой природы.
Итак, начало познания – разделенность на человеческое и Божественное.
Причиной разделенности является наличие Искры Божией – которая есть Точка разотождествления человеческого и Божественного, начаток Духа, являющийся неотъемлемой частью природы человека.
Сама двойственность природы человека и есть потенция познания. Адам взят из праха. Если прах не имеет духа, то, что засвидетельствует ему о том, что он прах?
Итак, искра Божия – есть внутренний свидетель Божественного.
Внутренний человек проявляетСя в осознании двойственности.
Двойственность в обретении Истины – есть осознание наличия человеческого и Божественного, которое вначале познания трансцендентно человеку, вынесено за пределы наличного бытия. Знание о Боге, которое и есть религия – связь с трансцендентным.
Божественное познается чувством на уровне религии, которое свидетельствует о наличии Истины. Являя собой знание об Истине, но не знание самой Истины.
Адекватное познания Истины=Божественного Закона – как «Всеобщего» возможно только через Разум, который есть форма всеобщности, по Гегелю.
Разумное познание Истины начинается с дерзновения познания Божественного, как Абсолютного начала начал.
Познание Истины, Божественного, Абсолютного духа предполагает совпадение двух факторов:
- объективного фактора - избранничество свыше. (Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Св. Евангелие от Иоанна 15:16)).
- субъективного фактора – противоречие человеческого и Божественного. Когда уже Божественное не трансцендентно, а имманентно человеку.
Совпадение этих двух факторов является доброй почвой для познания Бога в себе и для себя.
Путь познания Истины происходит одновременно с познанием греха вообще, который есть заблуждение, т.е. познается заблуждение.
Заблуждение познается через ветхозаветный закон. Который ведет к смерти. К смерти ветхого человека, первого Адама. Но Закон не спасает от греха=заблуждения, от смерти. Он выявляет снова и снова всю нечистоту сознания и бытия человека.
Смерть же попирается Законом Благодати, Воскресением, Вторым Адамом – Христом.
(Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. (Второе послание к Коринфянам 13:5)
Рождение Христа в человеке, который есть храм Бога живого, происходит через сораспятость Христу, через Крест – к которому прибивается первородный грех и распинается. Раз и навсегда. И рождается Бог. Второй Адам. Человек с большой буквы. Ибо Христос говорит: я есмъ Путь, Истина и Жизнь. (Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. (Первое послание Иоанна 3:9)
Чтобы познать заблуждение – нужно дать ему определение. Заблуждение – есть односторонность, рассудочность, неразумность. Соответственно Истина – Разум с большой буквы. Андрогинность. Синтез – снятое противоречие.
Таким образом, внутренний путь человека - есть познание своей односторонности.
Познать односторонность можно только разделившись в Себе. Само разделение – есть противоречие. Борьба добра и зла, Божественного и человеческого, Истины и заблуждения.
Вначале эта борьба человека с маленькой буквы с Богом. Где присутствует долженствование Божественного, т.е. его отсутствие в действительности. Власть человеческого. И чем глубже сознание несоответствия, тем борьба ожесточеннее. (Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил…(Послание к Римлянам 7:9)
Грех, от слова «греть», т.е. печь. И эта мучительная борьба с Богом как борьба человеческого против Божественного опрокидывается в борьбу с Богом как борьба Божественного против человеческого, против греха, которая приводит к его преодолению, т.е. преодолению противоречия, дискомфорта. Снятие противоречия – есть актуализация Божественного в Человеке. Преображение.
Итак, преодоление греха – преодоление односторонности. Преодоление дуализма человеческого и Божественного. Сначала вне себя. Потом внутри себя. (Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. (Послание к Галатам 2:19,20)
Так, мужское и женское – их целокупность - андрогинизм. В пределах своего пола познается и мужественность и женственность. Андрогинизм необходимый критерий совершенства. Поскольку для достижения Истины одинаково необходимы чистая мужественность в борьбе с грехом и чистая женственность в покорности Богу.
Наличие антагонизма – есть критерий Истины. Его обнаружение есть начало пути его преодоления. Снятие антагонизма – есть сама Истина.
Власть Разума над рассудком и есть совершенство. (Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. (Послание Иакова 3:2))
Совершенство – заповедь. Которое достигается в Человеке, поскольку Царствие Божие внутрь нас есть. Оно есть целостность.
Иными словами. Совершенство есть знание диалектического метода и обладание им.
Обладание методом – это синтетическое или симфоническое примирение противоположностей, рассмотренных в одном и том же отношении, т.е. снятие противоречия.
Я – монада монад. Я – наиглавнейшая категория, метод и цель познания. Через «Я» как наиособеннейшее преломляется Всеобщее. И само преломление – есть метод познания «Я» как Всеобщего.
Вначале преломления «я» - тезис. Всеобщее – антитезис. Через усвоение Всеобщего, т.е. делание его своим, происходит Синтез. Обновленное «я», Я с большой буквы.
Итак, метод как предельно всеобщие связи, Божественный закон есть:
Тезис – Антитезис – Синтез.
Где Антитезис – первое отрицание. Синтез – второе.
Их рассмотрение в единой категории – есть борьба. Снятие борьбы – Гармония, их единство. С сохранением и того и другого в новом качестве – как ни того и ни другого в ветхом.
«Я» как особенное, вместившее в себя Всеобщее, есть «Я» с большой буквы. Христос. Богочеловек. Дух святой.
ВладиМир заключает «Триединство – не только Единство трех, но и три Единства:
Единство абстрактное, Единство как деструктивное Конкретное, т.е. единство как борьба, Единство как Конструктивное Конкретное.»