Русский вопрос заключается в понимании роли русского народа в историческом развитии. На сегодняшний день русский народ дезориентирован, безмолвен в подавляющем большинстве. Чтобы понять его роль необходимо вербализировать его ценностно-смысловые ориентиры.
Главной ценностью можно обозначить стремление к справедливости. Это стремление является его движущей и направляющей силой. Именно благодаря этому качеству, которое имманентно русскому коллективному бессознательному, являющемуся его сакральным началом, русский народ сформировался как нация, принял христианство, отдался добровольно в имперское рабство, унизился до раба, и именно благодаря этому стремлению разрушил все построенное до основания, сделался свободным, как от поповского христианства, так и от кровно-плотской монархии. Любой неудавшийся опыт русским отрицается целиком и полностью. Так, с молчаливого согласия народа огромной страны, была разрушена Советская империя.
Идея справедливости сама в себе содержит категорию всеобщности. Справедливость в понимании русского не может быть только для себя. Русский всечеловек относится к земле как к ойкумене. И через понимание одной судьбы испытывает братские чувства к человеку вообще. В сознании русского народа справедливость = правда, которая для всех одна. Эту идею он несет сквозь свою историю, в поиске ее формы выражения.
Именно поэтому русская история такая противоречивая, сложная и непонятная западному сознанию.
Так куда же несется Тройка-Русь? Пора дать ответ.
С крушением Советского Союза, где роль русских заключалась в цементировании так называемой семьи народов, наступило безвременье. Мы, как целое, как народ, должны вспомнить, кто мы есть и куда идем.
Пока безмолвствует основная народная масса, наиболее активная ее часть в лице разнообразных движений, партий и объединений стремится занять роль субъекта русского народа.
Существующие патриотические объединения, как правило, имеют конкретный идеологический окрас. Например, есть те, кто базируется на советской идеологии, на идее монархии, на идее православного царства, на идее Руси – как маленькой Германии, т.е. на идее русского княжества. И, казалось бы, все эти ориентации возникли на историческом прошлом. И значит, каждый из этих взглядов, так или иначе, это попытка откатиться назад, как бы, перечеркивая все остальные, бывшие до или ставшие после периоды.
Можно увидеть положительное в подобном вспоминании. А именно то, что любая из этих попыток – это стремление к самоосознанию. В любом случае, все они – это реакция на происходящее: на отсутствие какого-либо смысла, понимания нашей роли в дальнейшей истории, на в буквальном смысле угрозу исчезновения русского языка, русской культуры, да и самого русского народа.
Последние тридцать лет русский народ подвергается не просто навязыванию чуждых ценностей, он лишен действительной заботы, он отчужден от интересов сегодняшнего государства. И эта нелюбовь – взаимна.
Мы являемся свидетелями жалких попыток собраться под разными флагами, а не под одним. Что невозможно, по причине неразрешенного основного противоречия русской истории. С одной стороны белая идея – идея служения России, идея Монархии и Православия, с другой – красная идея – Советская империя, Свобода-Равенство-Братство, без Единоначалия, без религии попов.
Это противоречие заключено в русском сознании как в единой категории. И его разрешение возможно в синтетическом подходе, через смысловую призму русской идеи. Русская история это производное русского духа, того сакрального начала, стремящегося построить Цартво Правды = Справедливости.
Почему проиграла Белая идея в тот исторический период? Ведь не только дело в том, что аристократия «изъяснялася с трудом на языке своем родном». Дело в готовности русского народа к изменениям. Удивительно, что тот самый русский народ, который в недалеком прошлом за православного брата отправлялся в контрпоход, стоял и смотрел, как разрушают его святыни, а иногда и участвовал в этом. И вот, верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому. Можно сказать, что Монархия себя изжила, можно сказать, что религия попов себя изжила – и это объективные причины крушения Российской империи. Все так. Но, главная причина в том, русский народ, как Христос в истории, должен был осуществить свой смысл, а именно, показать пример, дабы все следовали по следам его, пример – братства, пример равенства, новый пример общежития. И Советский период – это творческая реализация этого примера бытия, с добровольным, как и в имперский период, самоуничижением, дабы всякий нацмен не почувствовал своей ущербности.
Но можно ли Советский период идеализировать? Нет. Также как нельзя идеализировать дыбу или крест. Его нужно принять, как осознанную необходимость, как то, что нельзя было обойти, миновать. Именно руководствуясь этим осознанием, революцию оправдал Бердяев, он видел в коммунистическом эксперименте «закономерный и великий момент развертывания национального и мирового духа» и говорил: «Именно для христиан революция имеет смысл, и им более всего нужно его постигнуть, она есть вызов и напоминание христианам о неосуществлённой ими правде».
Если старая Россия через кровопролитие пыталась себя сохранить, то Советская Россия распалась без единого, практически, выстрела. Почему? Потому что страна, где государство-образующим являлся русский народ, в своем жертвенном служении всем, забыл сам себя. Можно сказать, что ему это дали сделать или сделали с ним. Такое государство – не жизнеспособно. С умиранием русского самосознания, умерла и Советская империя.
Сегодняшние патриоты разного толка занимают реакционную позицию. С той стороны, что это реакция на несправедливость, на засилие иностранщиной в разных формах – это реакция в целом здоровая, но стороны, что это реакция – это заведомый проигрыш.
Дальнейшая история России и мира начнет стремительно развиваться с момента осознания русским народом своей субъектности, через манифестацию Духовной Элиты, выражающей чаяния, волю народа и русскую правду.
Синтезом исторического противоречия русского народа является Русское идеократическое государство как Нравственная Идея = Святая Русь. Где русскость является архиважной с точки зрения воспроизводства ценностных ориентиров, которые несут всеобщее содержание, не опирающееся на чьи либо узко-национальные интересы. А Нравственная Идея - и есть тот смысл, который русский народ стремится утвердить в истории.