- Культура досуга и напряжённая творческая деятельность.
После драматических событий 90-х годов – полного провала «модернизации» страны и как следствие – крушения советской империи, прорабами перестройки был провозглашён курс на переход к западной рыночной модели экономики. Деградационные процессы затронули государство, общество, сознание граждан.
Общество потребления более не нуждается в передовиках производства. Государству, отбросившему идеологию, оказалось выгоднее цинично торговать богатствами страны и на вырученные деньги заполнять прилавки иностранной продукцией, чем развивать собственные промышленность, науку, культуру, сельское хозяйство. Да и ньюкапитализму на русской почве, построенному для узкого слоя власти предержащих в результате криминализации партийной номенклатуры, нужен не человек труда, не исследователь, не художник, а законопослушный, ориентированный на сиюминутные цели обыватель с высокой покупательной способностью. Оказалось, эти цели можно успешно формировать через рупор СМИ, пропагандируя роскошную жизнь и лёгкость обогащения. В годы «шоковой терапии» власть с помощью телевидения, которому доверяли как отцовской воле, торговала ваучерами, растлевала целомудренные души порнографией, втягивала в строительство финансовых пирамид, даже прибегла к массовому гипнозу, пытаясь усыпить целую страну. До сих пор памятны телесеансы выдающихся гипнотизёров с их «установкой на добро» и заряженной водой. И надо признаться, небезуспешно. Недовольных удалось переформатировать, увлекая броской эстрадой, сенсационными передачами и плеядой юмористов. Обошлось даже без разрушение мавзолея. Фронтовики и послевоенное поколение естественно покидают нас. А народившееся перестроечное демонстрирует в результате «реформ», телезомбирования и всеобщей компьютеризации не только предельно низкий общекультурный уровень (а иной, увы, и не востребован), но и полную индифферентность к происходящему и утрату пассионарности. Только вот потреблять, исключая главный мегаполис страны, не очень получается. Информационная война в разгаре. Реклама творожка на ведущих каналах выполняет в первую очередь идеологическую задачу. Формирование сознания происходит через стимулирование покупательной способности, через выстраивание модели семьи, собирающейся, в основном, вокруг стола. Обывателю навязывают ненужные импортные товары, заодно демонстрируя образ современной женщины – подтянутой, ухоженной, напористой и с огромными запросами. Индустрия красоты приносила и продолжает приносить баснословные доходы производителям товаров и услуг в этой области. Главное – это опять-таки работа с сознанием. Увести человека подальше от интеллектуальной и духовной жизни, заразить нарциссизмом, ввергнуть в перманентный процесс совершенствования плоти – от юношеских прыщей через коррекцию фигуры – до старческих морщин. Мужчина же, чьё призвание завоёвывать небо, выглядит с экрана безвольным исполнителем женских капризов, услужливым, податливым, домашним, комичным, вечно что-то приобретающим. Ибо смена гендерных ролей – примета нашего времени. Семья же неспроста классиками марксизма очень точно была наименована ячейкой общества. Общество, меняясь, не может не затронуть семью. Последняя, полностью ориентированная на достижение материального благополучия, не имеет будущего. Впрочем, как и общество. В ситуации победившего прагматизма и упразднения идеологии культуре отводится второстепенная роль. В мире расчёта и стяжательства на неё никогда не будет времени. Нет идеи – нет цензуры – отсутствуют критерии в оценке личности, художественного произведения, чего бы то ни было. Культура – некий придаток, причудливый аппендикс, излишняя роскошь. В итоге на сегодняшний день в российском современном обществе (и это надо признать с горечью) нет запроса на культуру. В то время как в советском обществе культура была фактом общественной жизни. Сегодня всё решает спрос, а его легко формировать, и это – как правило, низкопробный непритязательный вкус. Зато есть огромный запрос на индустрию развлечений. При таком раскладе редкие часы досуга будут потрачены на расслабленное приятное времяпреповождение. Здесь разница в возможностях: для кого-то сёрфинг – дайвинг и нездешние лазурные берега, для других – смакование любимой шоупрограммы и футбольный матч под пиво.
В действительности, культура – платформа для формирования личности. Созданный по образу и подобию Бога человек призван творить. Его видовая задача – преображение себя и мира. Дооформить видимую первозданную реальность, довести её, согласно законам красоты, разума и гармонии до совершенства. Напротив, общество потребления видит в совращённом идеей успеха индивидууме исключительно средство, как и главного гаранта затянувшегося апокалипсиса.
Безвозмездная, не предусмотренная теорией личной материальной заинтересованности, творческая деятельность неприятно контрастирует с насаждаемым образом жизни, при котором отстранённый обезличенный труд сменяется гедонистическим бездельем. Творческая активность не продиктована законами рынка. Всё по-настоящему новое, смелое, талантливое, отвечающее на вызовы современности, изгоняется, замалчивается, а начисто лишённое материальной поддержки – уничтожается. Кроме того, российское общество до конца не избавилось от установок советского времени, когда материальный базис был в основе, а физический труд уважался и ценился гораздо более интеллектуального. Вспомним оскорбительные пассажи румяного генсека в адрес художников и бульдозерную выставку.
Культура в современной России делится на музейную, представленную шедеврами прошлого, массовую или культуру досуга и культуру андеграунда. Именно последняя отвечает своему понятию до конца. Загнанная в подполье, она прорывается сквозь время, мистически сметает все запреты и созидает иную реальность. Творческим людям поневоле приходится служить двум господам, отдавая «кесарю кесарево» ради счастливых часов рабочего вдохновения. Не стяжая славы, денег и власти над душами, музыканты, художники, поэты, мыслители вынуждены работать на вечность. Тем свободнее их творчество, тем совершеннее – его плоды. Ушедшая в катакомбы подлинная современная, пронизанная пророческим духом, русская культура сегодня гонима как христианская первоапостольская церковь.
- Религия как обряд и христианская этика.
Христианская православная церковь в России, несмотря на провозглашённый нейтралитет, стала духовной опорой власти и, таким образом, вписалась в рынок. Дух христианства – в попечении о больных и немощных, а не в освещении сильных и богатых. Допускать вопиющее социальное неравенство, благословлять насквозь пронизанный мамоной мир, закрывать глаза на беззакония, обращаясь лишь к совести горстки верующих – очень удобная и лукавая позиция. Бывшим советским гражданам, выросшим на рассказах о героях революции, после крушения мощной советской идеологии предложили вдохновляться религиозными ритуалами и обрядами, твердя молитвы и осеняя себя крестом. При этом одной из причин социалистической революции стала утрата РПЦ духовного лидерства. Процесс десакрализации русской культуры был запущен ещё царём-плотником, небезосновательно прозванным в народе антихристом. Влияние русской православной церкви на умы и души закончилось более столетия назад. Идеологией, в основе которой лежала атеистическая пропаганда, занимались на всех уровнях и очень серьёзно. Однако «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать», - провозгласил некогда один из церковных иерархов. Пророчество сбылось: Россия остаётся единственным истинным оплотом православия в мире. Советская идеология изжила себя на исходе второго тысячелетия. Так как же быть с Трети Римом? Попытки реставрации православия выглядя в глазах униженных и обобранных граждан костюмированным фарисейством, идущим вразрез со всеохватной пропагандой стяжательства и натыкаются на языческий посюсторонний характер народа. Люди в массе своей, принимая обряд как хорошо забытые национальные традиции, не уповают на блаженство на небесах, а жаждут земных благ, достойной жизни, справедливого социального устройства, всесторонней реализации, мира. Все реставрационные проекты возвращения к царской России или к Советскому Союзу утопичны и не отвечают вызовам современности.
Христианская этика сегодня – жить жизнью мыслящего, внутренне свободного, не присягнувшего золотому тельцу человека. Воплощать христианские заповеди собственной биографией, минуя назидания, морализаторство, не ограничиваясь обрядом. Быть не в тренде, не в русле. Не в моде. Это жизнь по заповедям любви и благодати, а не греховное самокопание. Это раскрытый Новый Завет – время деяний, исцелений (не столько плотских, сколько духовных), время совершения чудес (не обязательно явных), время проповеди Слова Истины (пусть для немногих, избранных), время принесения добрых плодов. Нести свет христианской религии – это создавать свободную от семени греха среду обитания, собственный социум для реализации духовных идеалов, отстаивать свой, отличный от навязанного, стиль жизни. В некотором смысле он близок монашескому уходу от мира, исихазму, иночеству, духовному отшельничеству. «Итак, посылаю вас как овец среди волков…и будьте просты как голуби и мудры как змии» - наставлял Христос апостолов.
- Человек играющий и человек-творец: уход в виртуальность и регенерация идей.
Когда из мира уходит идея, он становится иллюзорным. Человек перестаёт быть носителем высших ценностей, он отстранён от формирования новой реальности, его созидательная космическая энергия направляется на частные сиюминутные интересы, часто на саморазрушение, а также на преодоление искусственных преград. От человека больше ничего не зависит. Вместо духовного прорыва, научных открытий, культурных достижений ему предлагают игру. Будь то новомодный квест, виртуальный мир, экранная развлекуха или зрелищный спорт. Не случайно центровыми фигурами в глобальном мире являются артисты и спортсмены. Именно они, виртуозные игроки, якобы по заслугам вошедшие в элиту, чуть ли не единственный пример успешности и подкреплённой материально профессиональной реализованности. В то время как другие достойные профессии, как и отдавшие жизнь родине выдающиеся личности даже не заслуживают упоминания. Их невидимый титанический труд никем не отмечен, их молчаливый торжественный уход не сопровождается гражданской панихидой.
В условиях деиндустриализации и идеологической индифферентности страны сотни профессий исчезают. Человек ощущает своё бессилие, свою ненужность, свою отверженность от социума. Можно закрыться в собственном мирке, уткнутся в личные проблемы и, затеплив лампадку тщетной веры, заняться выживанием. Можно уйти в молчаливый протест и источить весь духовный потенциал на саморазрушение. Можно азартно отыскивать поле чудес в стране дураков. Но, взвалив на себя груз исторической ответственности, отсидеться в уютном местечке, слабовольно изображая жертву, невозможно.
Свободное творчество – это альтернативный образ жизни сегодня. Это не только чистая эстетика. Искусство ради искусства, но и этика прежде всего. Это не игра по правилам, не положение «вне игры», а ведение своей собственной партии. Это есть бескомпромиссная борьба с духом «мира сего» в себе и во вне себя. Каждый, всерьёз, не понарошку, включённый в неё есть непризнанный герой нашего времени. Сколько любви, веры, терпения, смирения и мудрости требуется то личности, которая каждый день сражается за кусок хлеба, человеческое достоинство, здравый смысл, высшие идеалы! На фоне всеобщего сатанизма, уже откровенных алчности, злобы и предательства… Но «всё тайное, как известно, становится явным и зажегши свечу, не ставят её под кровать, а да светит всем в доме». Не стоит бояться материальных лишений – от них никто не застрахован. Не нужно опасаться безвестности – в ней лучше всего работается. Необходимо достигать высшего качества и филигранного мастерства в избранном виде деятельности. Речь идёт прежде всего о регенерации идей, производстве духовных ценностей. Люди не достигают только потому, что не хотят. Слишком человеческое, то есть рационализм, помноженный на предрассудки, пересиливает спонтанный творческий порыв, в котором человек забывает всё, в том числе самого. Время расставит вещи на свои места. Останется только настоящее, лучшие образцы искусства, технического гения, философской мысли.
В эпоху фальшивых ценностей о настоящем признании и материальном вознаграждении можно забыть. Именно поэтому свободное честное творчество на сегодняшний день – это настоящая христианская этика и внутренний незримый подвиг. Но это также есть настоящая жизнь. Не лишённая трагедии, но полная смысла и подлинной радости. Радости, не сравнимой с ребяческим счастьем от экстремального селфи, виртуальных подвигов, да стука деревянных мечей на игровом поле.
- Крушение иллюзий и смысл человеческой жизни в эпоху Творчества.
Всё подлинное стремится к Истине. Всё ложное и двуличное занято приспособленчеством. Формирующаяся личность неизбежно проходит через разрушение иллюзий и потерю себя в старом качестве. Нет уже прежних авторитетов, новое сознание формулирует иные ценности, ставит другие задачи. Нет комичнее зрелища, чем человек, пытающийся увязать идеалы советской эпохи с реалиями постсоциалистической России. Реальность груба, бездуховна, несправедлива, материалистична. И самое веское, что у неё есть – это то, что она реальность. Можно сбежать от действительности, скажем, в виртуальный мир. Так, население уткнулось в смартфоны. Можно на время изменить состояние сознания, прыгая, бегая, путешествуя, а также химическим способом. Но переделать бытие без воли народа – невозможно. А воля народа известна: жалобные сетования и неизменный «одобрям». Возможно, сказывается историческая усталость от трудовых и ратных подвигов. Необходимо конструировать смысловую реальность методам искусства, которая мистически предвосхитит надвигающиеся события. В основе будет искусство мышления, занимающееся теософией и идеологией. Для многихв ситуации затянувшегося кризиса творчество является единственным достойным выходом. Это жизнь без иллюзий, с широко раскрытыми глазами, способность правильно распорядиться Богом данной свободой.
Духовная личность в игровом сообществе, являясь исключением из правил, занимается регенерацией смыслов и идей. В наступившую Эпоху Творчества это нелёгкий путь, но действительно воплощение Божьего замысла и подлинный смысл человеческой жизни.