В мире – живой и неживой природе, в человеческом социуме – по видимости царит хаос. Однако, внимательное наблюдение за бесконечными проявлениями мироздания позволяет увидеть их гармоничность и красоту, закономерность и разумность, узреть в них нечто над-природное, всецело управляющее ими.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Эти законы, гармонизирующие мироздание есть его душа, его смысл, они есть его Бог. Природная красота – не осознаётся в самом природном, законы, управляющие физическим миром – нечто
над ним стоящее,
метафизическое. Природа как космос (а вовсе не хаос) есть лишь прекрасное творение невидимого Творца, произведение Божественного искусства.
Человек, в противоположность
природе, наделён творческим началом, он познаёт законы внутри себя и утверждает их вовне. Все
духовные проявления человечества – это деятельность, в которой человек ставит себя на место Творца
[1], противостав окружающей среде, не «ожидая милости», но подчиняя её своим законам, совершенствуя искусство управления ею. В социуме, через человека и только в человеке возможно сознание Высшей разумности законов природного и приведение своих деяний в соответствие им – к этому направлен весь длительный и трагический путь становления мирового человеческого сообщества.
В процессе развития цивилизации, творчество человека становится всё более искусным, а его плоды – всё более искусственными, т.е. не естественными, и даже – противоестественными. Социум сам по себе проявляется как анти-природное, дисгармоничное образование. Такое противоположение ведёт лишь к гибели природы и самоуничтожению человечества.
Бог же, Который есть Разум, Истина и Жизнь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» – неодолимая сила этого желания движет всем развитием человеческой цивилизации, смысл которого – в осуществлении Его воли.
Творческая деятельность человека как борьба с недружественной средой составляет содержание исторического процесса, но результат его – примирение человека и природы, их гармоничное сосуществование, что возможно лишь тогда, когда в обществе, наконец, восторжествует Разум. Это – сотворчество с Богом, сознание Богом в человеке Себя как Творца и Господина мироздания – цель и смысл мировой истории.
Таким образом, доисторическое состояние – это естественная гармония природного и человека с природой в соответствии с извне данным законом. История же начинается с началом противоестественного законотворчества человека, противостоящего природе, и завершается единством природы и социума в разумном творчестве, в сфере господства творческого Разума (в Ноосфере). Только теперь естественность, пройдя через историческое отрицание искусственным, заново включается в социум, но уже достигший «Божеского
естества»
[2] как
искусства творить гармонию внутри и вокруг себя.
Реализация Божественного устройства общества и всей Планеты («воля Твоя на земле, как на небе») – неуклонный вектор общечеловеческого развития и мировая история – это история становления на Земле мета-исторического Божьего Царства. Лишь в нём несвободный космос (порядок) природного обретает свободу в лице познавшего Истину Человека, а
хаотическая (непорядочная, разложенческая) свобода возвышается до
космической свободы Творчества.
Направленность этого движения истории осознаётся и поддерживается людьми, наиболее чувствительными, а потому наиболее сконцентрировавшими в себе всенародные чаяния и культуру. Именно они становятся вождями народа, возглавляя исторические процессии – те, кого Даниил Андреев весьма точно назвал Родомыслами.
До сего дня существуют разбросанные по «всему лицу земли» дикие племена, всецело связанные с
природой, живущие в гармонии с ней – они являются олицетворением доисторического «золотого века». История в её противоестественной творческой свободе
духа заблуждения, разрушающей счастье естественного союза с природой, олицетворено господствующей сегодня в мире западной цивилизацией. Олицетворение метаисторического синтеза (естества и искусства, природы и духа, связности и свободы),
Духа Истины, который является концом неразумной (ныне дошедшей до безумия) истории – это Святая Русь, к торжеству которой как к своей цели неуклонно движется цивилизация Русского Мира. Содержание этого пути заключается в преодолении утверждающимся космическим Разумом сил хаоса, неразумия (недоразумения), что явлено в исторической борьбе двух духов, двух цивилизационных векторов, двух творчеств, неотвратимо приводящей к победе разумной, гармоничной, Божественной стороны.
[1] … в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фесс.2:3-4).
[2] … дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (2Пет.1:4)