Актуальность Русской Идеи
Актуальной Русскую Идею делает готовность человечества, наконец исполнить своё историческое предназначение
Человек вообще, т.е. и любой из живущих, создан по образу и подобию Божию. Соответствовать этому Образу – высшее предназначение всякого человека, вне зависимости от национального и расового происхождения, потому как Бог «от одной крови произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». Общее всем предназначение есть то, что соединяет людей под одним именем – человечество. Эта всеобщая Идея тотальна и требует объединения людей земли не только по названию, но стремится воплотить себя в единой общемировой системе законов, морали и разумного бытия, т.е. – в глобальности.

С другой стороны, каждая отдельная личность и каждое локальное сообщество людей – это органический индивидуум, приобретший особенный опыт в своём становлении. В бесконечном богатстве разнообразного особенного индивидуального и группового опыта человечества Идея Божественного образа обретает конкретную плоть, реализует Свою неисчерпаемую глубину, являет Свою силу.

Оба эти качества – всеобщность понятия человека и реальная глубина особенного воплощения – необходимые составляющие полноты общечеловеческой Идеи. Отделённость, исключительность любого из них – это ущербное порождение рассудка, исключающее возможность реализовать заложенную в человека Божественную потенцию.
Именно таким – односторонним, неразумным осуществлением всеобщности являются процессы т.н. глобализации, где своеобразие национальных культур рассматривается как помеха. Нынешнее превращение мира в единую экономическую и, отчасти, политическую и культурную систему проходит под началом рассудочных представлений, каковыми видится решение задачи мирового единства в ликвидации всяких культурных особенностей, в «атомизации» человека, приведении всех к одному усреднённому образцу.

Такой «плавильный котёл» подобен искусственному языку эсперанто – хотя и стремится учесть множество языков, приводя их к общему знаменателю, остаётся неестественным, бедным, неспособным отразить полноту бесконечно богатой реальности бытия. Любой, даже самый примитивный язык самых архаичных народностей – отражение народного мировоззрения – складывался столетиями, насыщаясь многосторонними связями, а потому превосходит такую математическую конструкцию. Попытка насильно заставить разговаривать на искусственном языке вызвала бы справедливое сопротивление – не из консерватизма, привязанности к своему, а из очевидной его практической недостаточности.

Механистически-рассудочная противоестественная «глобализация» вызывает к жизни ответную реакцию социальной органики – у народов мира пробуждается национальное чувство самосохранения, усиливающееся по мере усиления глобального подавления наций и их культур. Это справедливо – ведь всякие исторически сложившиеся народные культуры, бесконечно объёмней и ценней надуманной безродной «общечеловеческой» масскультуры, смешивающей их в одну бесцветную массу. Поэтому пробуждение национальных инстинктов – естественная, здоровая реакция на унифицирующую «глобализацию». Органическое национальное наполнение – необходимое качество подлинной Глобальности которая, в отличии от сегодняшней расчеловечивающей и сеющей хаос «глобализации», утверждает всечеловечность и космизм.

Однако национальная обособленность, исключающая всеобщность человеческой природы сама есть явление одностороннее и античеловеческое, выливающееся в нацизм у потерявших разум народов. Господство национального многообразия без объединяющего образа Всечеловека – это вавилонское смешение, разлад, война всех против всех, уклонение от Идеи обожествления человечества.

Разгоревшееся сегодня, как никогда в истории, противостояние глобального и национального может исчезнуть лишь в примирении обоих векторов, в их гармоничном соединении, когда ни один из них не ущемлён, но максимально выражен. Глобализм как Божественная Идея всеобщности человека не только может, но и должен иметь национальное лицо, имея право носить и национальное Имя. В свою очередь, национальное содержание тогда достигает абсолютной выраженности, когда сливается с Высшей Идеей.

Всякая национальная особенность, не поднявшаяся до всемирной общинности, противостоящая ей – ещё недоразвита, неполноценна, ещё не до конца национальна (не до конца народна). Также и глобалистские устремления, не достигшие тотальности – лишь пародия на всемирную Идею, вынужденная вечно бороться с разрушающим её многообразием национальных особенностей.

В Русском мире (явлении как глубоко национальном по характеру, так и высоко наднациональном, космополитичном по содержанию) находится решение этой мировой проблемы – через синтез культурного многообразия и всемирного единства (что подтверждается как историческими фактами становления русской государственности, так и нравственными установками русского менталитета).

Многочисленные претенденты на управление миром стремятся к подавлению, либо растворению в своём особом мировоззрении всех остальных, придерживаясь лишь одной стороны. Обособленные же народы заняты обустройством лишь мира своего, не имея воли к экспансии на весь остальной мир, т.е. к всеобщности. Русская Идея содержит в себе как глобальную всечеловечность (выражающуюся в стремлении к «правде для всех людей», в космичном мировосприятии), так и национальное своеобразие, позволяющее притом не отвергать, но присовокуплять к собственному иной национальный опыт. В таком подходе – когда инородное национальное своеобразие не подавляется, а поощряется в возвышении до всепланетного образа – проявляется беспредельный глобализм, совпадающий с общечеловеческой Идеей.

Нынешнее гибельное состояние мира с его усугубляющимися противоречиями имеет спасительный выход только в этом единственном направлении, олицетворённом Русским Миром. Актуальной Русскую Идею делает также готовность человечества наконец исполнить своё историческое предназначение, двигавшегося к этому моменту всю свою историю.



15 АВГУСТА 2016

Автор: Вадим Гановичев